Дефекты сварных швов
Просмотров: 1005
Время прочтения: 5 минут
19.06.2024
Просмотров: 1005
Время прочтения: 5 минут
19.06.2024
Технология сварки - один из наиболее эффективных и экономичных методов соединения деталей из металла, который применяется в строительстве, приборо- и машиностроении, энергетике, транспортной отрасли и других областях народного хозяйства. Дефекты сварных швов могут стать серьезной проблемой, снижающей качество производства и срок эксплуатации металлоконструкций . Они ослабляют соединение, приводят к потерю конструкцией прочности и сокращают эксплуатационный ресурс изделий. Чтобы делать выводы о качестве сварки, следует учитывать, что:
Мы рассмотрим наиболее распространенные типы дефектов сварных швов, основные причины их возникновения, а также методы, с помощью которых можно определить появление областей некачественного соединения металла.
Дефекты сварных швов и соединений - это недостатки, образовавшиеся в контактной зоне, которые ставят под угрозу структурную целостность изделия, его функциональность или эстетическую привлекательность. Неровности, нарушающие сварной шов, классифицируются как дефекты сварного шва в соответствии с ГОСТ 30242-97. С другой стороны, дефекты, не нарушающие структуру сварного шва, классифицируются как допустимые. Их пределы соответствуют стандартам ГОСТ Р 54792-2011.
Дефекты сварных швов и соединений - это недостатки, образовавшиеся в контактной зоне, которые ставят под угрозу структурную целостность изделия, его функциональность или эстетическую привлекательность. Неровности, нарушающие сварной шов, классифицируются как дефекты сварного шва в соответствии с ГОСТ 30242-97. С другой стороны, дефекты, не нарушающие структуру сварного шва, классифицируются как допустимые. Их пределы соответствуют стандартам ГОСТ Р 54792-2011.
Сварка - сложный процесс, требующий тщательного соблюдения технологии для обеспечения успешного результата. Но даже самые опытные сварщики могут столкнуться в работе с образованием дефектов, ставят под угрозу прочность и целостность сварного шва. Устранение недостатков соединения ведет дорогостоящему ремонту, быстрому выходу со строя и отказам оборудования. Рассмотрим несколько самых распространенных видов дефектов сварных швов:
Это распространенный дефект шва, который возникает, когда пузырьки газа попадают в свариваемый металл. Пузырьки могут ослабить сварной шов, сделать его более подверженным растрескиванию и коррозии. Образование пор может быть вызвана множеством факторов, в том числе:
Чтобы предотвратить возникновение пористости сварного шва, следует предпринять несколько важных шагов. Для этого необходимо:
Несоблюдение мер предосторожности вызовет в зоне шва появление сферических, трубчатых полостей и червоточин, которые способны разрывать структуру металла и образовывать отверстия по всей поверхности припоя.
Одним из самых основных и нежелательных дефектов сварного шва являются трещины. Их геометрия создает высокую концентрацию напряжений в вершине поэтому сварной шов склонен к разрушению. Сварные трещины могут иметь разные размеры, формы и типы – продольные, поперечные, кратеры, лучеобразные и др.
В зависимости от температуры, при которой они возникают, трещины могут быть:
К основным причинам, вызывающим растрескивание сварных швов, относится низкая пластичность или наличие загрязняющих примесей в основном металле. Также их могут вызвать сочетание высокой скорости сварки с низким током, затвердевание металла при значительных остаточных напряжениях из-за усадки. Если ведется сварка цветных металлов, к растрескиванию могут привести высокое содержание серы и углерода. При соединении черных металлов могут появиться трещины, если для сварки в качестве защитного газа был использован водород.
Чтобы избежать растрескивания швов в процессе сварки, следует:
Понимая причины появления трещин и принимая необходимые меры предосторожности, можно предотвратить появление дефекта и обеспечить прочный сварной шов.
Является одним из видов трещин сварного шва, возникающих перед и после окончания процесса сварки из-за неправильного заполнения края соединения припоем. Дефект вызывает усиленную усадку металла, в результате чего в начале или конце сварочного шва образуется трещина-кратер.
Исправить ситуацию поможет соблюдение технологии сварки – выбор правильного угла расположения электрода, чтобы уменьшить нагрузку на металл. Угол горелки должен составлять:
Во время работы следует использовать электрод небольших размеров и применять соответствующие режимы сварки.
Непровары происходят, когда расплав не может должным образом сцепиться с основным металлом. Это может быть вызвано множеством факторов, в том числе неправильным подводом тепла, некачественной сваркой, плохое покрытие рабочей зоны защитным газом или загрязнением основного металла. Недостаточное проваривание может поставить под угрозу прочность и целостность сварного шва.
Чтобы избежать непроваров, следует:
Чрезмерное проникновение (прогар), как и непровар, также может стать причиной появления нарушений, ведущих к ухудшению соединений. Оно может ослабить основной металл и сделать его более уязвимым к растрескиванию и коррозии.
Распространенный дефект, который возникает, когда металл сварного шва не полностью заполняет соединение, оставляя канавку или углубление в прилегающем основном металле. Он возникает вследствие плавления металлической основы вдали от зоны сварного шва и характеризуются длиной, глубиной и остротой. Подрез может ослабить соединение и сделать его более уязвимым для растрескивания и разрушения.
Существует несколько причин подрезов при сварке, в том числе:
Дефекты подрезов во время сварки проходят параллельно сварному изделию, вызывая потерю толщины. В результате сварное соединение становится более подверженным усталости. Чтобы устранить подрезы, следует:
Подрез относится к категории наружных дефектов сварных швов и хорошо заметен при визуальном осмотре.
Если металл сварного шва осаждается на основной, но не сплавляется с ним, возникает дефект, который называется нахлестом. Его результатом является слабое и ненадежное соединение. Нахлест может быть вызван различными факторами - неправильная техника сварки, несоответствующие режимы работы, плохая подготовка основного металла.
Исправить ситуацию и избежать дефекта поможет:
По завершении рабочего процесса следует осмотреть сварной шов, убедиться в отсутствии дефектов на его поверхности, в том числе нахлеста
Дефект сварки возникает, когда сварочная ванна проникает сквозь основной металл, что приводит к образованию в нем сквозного отверстия или полости. Этот дефект может ослабить сварное соединение и ставит под угрозу его структурную целостность.
Прожоги могут возникнуть по разным причинам, в том числе из-за чрезмерного нагрева, неправильной техники сварки и недостаточной подготовки швов. Чаще всего это происходит при соединении тонких металлов, а также при сварке в вертикальном положении или когда соединение деталей ведется над головой.
Устранение дефектов сварных швов в виде прожога ведется при:
Для выявления дефектов необходимо осмотреть сварной шов визуально или использовать способы неразрушающего контроля. Визуальный осмотр включает проверку на наличие неровностей поверхности, трещин и пористости. Методы неразрушающего контроля (рентгенографию, ультразвуковой контроль, дефектоскопия) позволяют выявить дефекты металла внутри сварного шва.
Популярное в блоге
Обратная связь